Рекомендации по заправке, замене и сливе масла в холодильных компрессорах
Большинство компрессоров, используемых в холодильных установках, заправляют маслом на предприятии изготовителя. Дозаправка этого агрегата может потребоваться только при монтаже или в процессе сервисного обслуживания.
Второй случай, когда необходим долив или полная замена масла, — заправка холодильной установки хладагентом. Для выполнения данной процедуры используют манометр, вакуумный насос и зарядный шланг. Процесс заправки компрессора смазкой состоит из нескольких этапов.
- Вакуумируется система охлаждения и перекрываются сервисные вентили на компрессоре. Вакуумный насос подключают к одному из сервисных вентилей. Давление компрессора оставляют в наименьшем положительном значении (около 0,1 бар), после чего останавливают насос. Затем снимается масляная пробка и привинчивается зарядный шланг вместе с отсекающим вентилем.
- Медленно открывают сервисный вентиль (всасывающий), запуская пары хладагента в компрессор для создания незначительного положительного давления. После этого перекрывают всасывающий вентиль.
- На зарядном шланге открывают отсекающий вентиль (для удаления воздуха). Конец шланга опускают на дно емкости с маслом и перекрывают отсекающий вентиль.
- Включают вакуумный насос и ждут, когда давление в компрессорном агрегате опустится ниже атмосферного.
- Открывают отсекающий вентиль. Смазочное масло начинает поступать в компрессор. За процессом наполнения наблюдают через контрольное окошко, и в момент достижения требуемого уровня перекрывают отсекающий вентиль.
- Выключают вакуумный насос, открывают всасывающий сервисный вентиль и создают незначительное положительное давление.
- Снимают зарядный шланг и вкручивают на место масляную пробку.
Описанная методика позволяет исключить попадание в систему влаги и воздуха. При таком способе заправки теряется немного хладагента, объем которого приходится восстанавливать после завершения процедуры.
Следует помнить о том, что, заправляя холодильный компрессор, нельзя полностью опустошать емкость с маслом во избежание проникновения воздуха. Если завоздушивание все же произошло, то следует завернуть масляную пробку и выполнить вакуумирование.
Правильно используя масляный насос, можно добавлять необходимое количество масла в компрессорный агрегат, несмотря на избыточное давление в его картере. Поднимая уровень смазки, следует исключить ее перелив. При работающем агрегате уровень смазки должен находиться между верхним краем и серединой контрольного окна.
Масло в холодильных установках должно быть чистым и светлым в течение всего срока их эксплуатации. Если после первого пуска холодильный агрегат работает нормально, то смазку можно не менять несколько лет. Потемнение масла сигнализирует о загрязнении системы или перегреве компрессора. В этом случае всю смазку нужно срочно заменить.
Слив масла необходим в следующих ситуациях.
- При замене хладагента марки ХФУ на марку ГФУ или ГХФУ).
- Ухудшении состояния смазки, а также при образовании в ней кислот.
- После перегорания электродвигателя (если нет уверенности в том, что его удалось полностью очистить).
Рекомендуемый специалистами метод слива требует использования следующей оснастки: вакуумного насоса, соединительных шлангов, емкости для удаления фреона, отрезка медной трубки, стеклянной колбы и герметизирующего материала.
Слив компрессорного масла выполняется в такой последовательности.
- При помощи мастики герметизируют вакуумный и соединительный шланги.
- Перекрывают оба сервисных вентиля.
- Запускают вакуумный насос и создают в емкости разрежение. Контролируют процесс поступления масла в емкость (для этого лучше всего использовать стеклянную колбу, чтобы по цвету сливаемого масла можно было определить его пригодность).
В процессе сливания использованной смазки из компрессора нужно пользоваться защитными средствами: резиновыми перчатками и очками, потому что в отработанном использованном масле могут содержаться частицы кислоты.