Многокомпонентные хладагенты
От качества смешивания хладагентов с компрессорной смазкой в значительной степени зависит эффективность течения теплообменных процессов в испарительном и конденсаторном блоках. Энергетическая эффективность работы всей компрессорной установки также находится под влиянием данного фактора.
В низкотемпературной технике с каждым годом увеличивается использование многокомпонентных хладагентов. Например, для замены фреона марки R22 сегодня применяется следующая многокомпонентная смесь: R125, R134a, R410А, R32, R143a.
На очереди к внедрению в системы охлаждения уже стоит четвертое поколение фреонов, включающая R422D, R422А, R417А, R419А. Ее отличительным признаком является присутствие в смеси небольшого количества диметилового эфира (хладагент марки RЕ170), а также углеводородов (марки R600 и R600а).
Включение в смесь рабочих тел систем охлаждения углеводородных веществ и диметилового эфира призвано улучшить смешиваемость хладагентов не только с полиэфирными смазками, но и с обычными алкилбензольными и минеральными маслами.
Несмотря на оптимальные характеристики аммиака как охлаждающей среды, создатели новых видов оборудования считают перспективным поиск его заменителя. Наилучшей альтернативой аммиаку на сегодняшний день стал фреон R723. В его состав входит 60 массовых процентов хладагента марки R717. Остальные 40 % смеси - хладагент марки RE170.
Подавляющую долю альтернативных охлаждающих веществ составляют композиции, использование которых способно нарушить состав рабочей среды, циркулирующей в компрессорной установке.
Среди главных причин, приводящих к изменению состава рабочей среды, в настоящее время менее всего изучено физическое явление селективной (различной) растворимости ингредиентов смесевого хладагента в смазочных маслах. Указанное явление способно вызвать изменение эффективности работы компрессорной установки и повысить риск пожарной опасности холодильной системы.
В ходе исследований было установлено, что очень сложно сделать точный прогноз относительно области расслоения в среде «смесевой хладагент – компрессорная смазка» только на основе данных о смешиваемости составляющих охлаждающего вещества с маслом. Примером может служить хладагент марки R410A. В его состав в равных пропорциях входят фреоны R32 и R125. Каждый из них имеет широкий диапазон смешиваемости с компрессорной смазкой марки Reniso Triton SEZ 32. При этом сам двухкомпонентный фреон R410А с указанным маслом смешивается очень плохо. По этой причине он преимущественно используется в кондиционирующих установках.
Учитывая описанную проблему можно сделать вывод о том, что без серьезных исследований фазового равновесия в растворах компрессорных масел с альтернативными хладагентами невозможно получить эффективно работающие составы.