11.03.2024
Приглашаем в г. Ижевск на ежегодный технический семинар
Уважаемые коллеги! Компания ООО «МОРЕНА» при поддержке н...
12.02.2024
Специальное предложение на компрессоры BOCK
Компания ООО «Морена» проводит распродажу остатков товара производителя BOCK. ...
РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ С ХЛАДОНОМ R22 И ЕГО «ЗАМЕНИТЕЛЯМИ»
На фоне слухов о полном запрете на производство и продажу хладона R22 с 2020 года некоторые поставщики предлагают сомнительные «заменители», по которым отсутствует информация о составе, технических и физико-химических характеристиках, и утверждают при этом, что заменитель можно просто «долить» в систему. В итоге к нам поступают вопросы от специалистов холодильной отрасли, связанные с печальными последствиями необдуманной замены.
Хладон R22 есть и будет
Хладон R22 производится в России группой компаний «ГалоПолимер» с 50-ых годов прошлого века и зарекомендовал себя как качественный и надежный хладагент. Производство и продажа хладона R22 официально разрешены до 2030 года. В связи с предстоящим ограничением объемов производства заводами группы заранее был наработан достаточный товарный запас, чтобы обеспечить потребности российского рынка в полном объеме в течение всего периода продаж. Компания «Морена» является официальным дистрибутором группы «ГалоПолимер» и поставляет хладон R22 по всей территории РФ. Приобрести R22 можно на официальном сайте ООО «Морена» https://morena.ru и в филиалах компании в Вашем регионе.
Истинная цена заменителей
В настоящее время не существует монохладона, способного заменить R22 в действующих холодильных установках. Все заменители являются многокомпонентными смесевыми хладагентами (R404a, R407c, R410a, R507a, R417, R419, R422d, R438, R458, R38, RGas22, MCOOL22 и т.п.). О достоинствах смесей много сказано в рекламных проспектах, но вот информация о сложностях и рисках работы с ними доступна далеко не всегда.
При переводе оборудования с монохладона на смесь необходимо тщательно изучить характеристики, оценить совместимость и провести процедуру ретрофиттинга, которая включает в себя полную замену масла, фильтра-осушителя, уплотнительных материалов, провести тщательную промывку системы, перенастройку оборудования. Это дополнительные расходы и трудозатраты.
При переходе с R22 на смесь энергопотребление системы (особенно старой) может увеличиться до 20-40%, а производительность снизиться.
Монохладон имеет гомогенный состав, который остается стабильным даже при длительном хранении и использовании. Смесевой хладагент обычно состоит из 3-5 компонентов, которые нередко расслаиваются уже в баллоне при хранении. Компоненты смеси часто содержат различные токсичные примеси (результат многостадийной схемы получения) и являются главной опасностью для человека, обслуживающего агрегат, особенно если речь идет о крупных полугерметичных машинах и аппаратах. В дешевых китайских продуктах количество данных примесей возрастает на порядок. Вся информация по продуктам носит исключительно рекламный характер. Их продают даже без указания производителя, а значит, установить причину отравления будет практически невозможно. Кроме того, они подвержены быстрому разложению в системах с образованием еще более токсичных продуктов.
Состав смесевого хладагента в системе меняется в процессе эксплуатации из-за разных скоростей утечки хладонов. Даже при небольшой утечке одного из компонентов наступает резкое снижение хладопроизводительности системы. Дозаправлять смесевой хладагент нельзя, т.к. невозможно определить, что за смесь в итоге получится, и как настраивать оборудование. Для обеспечения корректной работы системы необходимо полностью удалить хладагент, очистить систему и залить новый.
Заправка смеси проводится только в жидкой фазе. Нужно соблюдать осторожность при заправке системы, так как все смесевые хладагенты содержат в своем составе горючие компоненты. Смесевые хладагенты очень чувствительны к наличию влаги в системе, а ее присутствие приводит к быстрому выходу оборудования из строя.
Как видно, смесевые хладагенты «капризны», требуют значительных трудозатрат и вложений в процессе эксплуатации. Все это нужно учитывать при выборе хладагента.
И последнее. Хладагент R22 является универсальным хладоном и рекомендован к применению практически во всех типах холодильных установок и компрессоров различной мощности. Смесевые хладагенты менее универсальны и необходимо тщательно подбирать хладон, используемый для конкретных типов машин и компрессоров, в том числе, с учетом их мощности.
Риски неграмотной эксплуатации
Скудная информация о хладагентах, погоня за дешевыми аналогами и вечная надежда на русский «авось» приводят к печальным последствиям.
Результатом бездумного использования смесей-заменителей с неизвестным составом и непонятными свойствами являются примеры «сворачивания» масла, заклинивания компрессоров, утечки хладагентов вследствие высокой коррозионной активности продуктов их распада, а значит, дорогостоящий ремонт или полная замена оборудования, простой в жару и т.п.
В старых машинах из-за, например, некачественного обслуживания холодильной установки, малой производительности осушителей, высокой тепловой нагрузки, часто ускоряется образование отложений продуктов разложения масел. Эти продукты накапливаются при взаимодействии эфирного масла и смесевых хладонов, что приводит к выходу из строя компрессоров и регулирующих устройств.
Если вы решили заменить хладон R22 на смесь, необходимо тщательно изучить характеристики последней, рекомендации производителя оборудования, и провести необходимые процедуры, чтобы минимизировать риски и сохранить надежность и производительность системы. Однако при сопоставлении стоимости и рисков эксплуатации смесевых хладонов и проверенного десятилетиями R22, становится очевидным, что если Ваше оборудование, спроектированное под хладон R22, исправно на нем работает, то нет необходимости в ближайшие годы искать замену.